21:07 Незваные гости: оправданно ли строительство «Турецкого потока» |
-->
Повторяется история «Южного потока»: «Газпром» начинает строить газопровод в Турцию, не дождавшись официальных согласований. И снова возникает большой риск, что эти согласования не состоятся. На берегуРуководители «Газпрома» объявляли в конце мая, что строительство подводного участка газопровода «Турецкий поток» начнется в первой декаде июня. Она уже позади, но судно-трубоукладчик и вспомогательное судно, давно арендованные у итальянской фирмы Saipem и стоящие на рейде Варны, не тронулись с места, как сообщает сайт maritime.bg. Лежат на болгарском берегу и специальные трубы, заготовленные для первой нитки трассы. Пока же российская компания развивает кипучую деятельность по двум другим направлениям. Во-первых, ее подрядчики — «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко и «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга — осваивают бюджет строительства так называемого «Южного коридора». Эта газопроводная система, общая стоимость которой оценивается в $24 млрд, предназначена для доставки газа к началу морского участка «Турецкого потока». Некоторые аналитики считают, что именно подрядчики «Газпрома» становятся основными выгодоприобретателями всей затеи с «Южным потоком», а затем с его турецкой разновидностью. Без этих гигантских подрядов их фирмы остались бы почти без дел: в 2014 году в России объем строительства магистральных газопроводов сократился по сравнению с предыдущим годом на 63%. Во-вторых, представители «Газпрома» активно работают с западной аудиторией. Покупателей российского газа в Европе пугают тем, что транзит через Украину полностью прекратится в 2019 году и единственным спасением для традиционных потребителей станет «Турецкий поток». Ранее российский монополист угрожал перевести свои экспортные потоки с Европы на Китай, если страны Запада не поторопятся с принятием решений по предлагаемому южному маршруту доставки газа из России. Строительство без разрешенияА здесь начинаются загадки. Громкие угрозы выглядят блефом. Они маскируют странное нежелание самого «Газпрома» оформить газопроводный проект должным образом. Повторяется та же история, что случилась с «Южным потоком». В провале того начинания Москва обвинила Еврокомиссию, якобы подстрекаемую из Вашингтона, однако фактически сам «Газпром» не вышел в Брюссель с заявкой на предоставление его проекту статуса общеевропейской сети и с просьбой о законных исключениях из правил «Третьего энергетического пакета». «Получив такую заявку, мы рассмотрели бы проект и, возможно, вынесли бы решение об исключениях, как это делается в отношении других проектов, имеющих для нас важное значение, — сказал автору в доверительной беседе представитель Еврокомиссии. — Но «Газпром» предпочел обойти энергорегуляторов Евросоюза и заключать соглашения с отдельными странами вдоль будущей трассы. Эта неуклюжая попытка поставить Европейскую комиссию перед свершившимся фактом, естественно, не могла не провалиться». Намерение вывести через Черное море на болгарский берег трубу, не имеющую необходимого юридического статуса и разрешений со стороны регулирующих органов Евросоюза, дорого обошлось «Газпрому». Закуплены трубы, арендованы суда-трубоукладчики, вовсю идет строительство компрессорных станций и линейных участков «Южного коридора» на территории России. Без согласия принимающей стороны потрачены (и продолжают тратиться) миллиарды долларов. Парадоксально, но и в отношении Турции компания следует той же тактике. Как можно объявлять дату укладки труб на дно Черного моря, не получив формального разрешения из Анкары? Заявлялось, что межправительственное соглашение между Россией и Турцией будет заключено во втором полугодии 2015 года, но пока «Газпром» не представил туркам не только заявку на такое разрешение, но даже и обязательные предварительные документы: отчет об инженерном исследовании морского участка трассы на подходе к турецкому побережью и оценку воздействия проекта на окружающую среду. С одним ни к чему не обязывающим соглашением о намерениях строительство не начинают. Турецкие условияТурецкие чиновники, с которыми автор общался в начале мая в Стамбуле, не скрывают настороженности в отношении планов «Газпрома». Они подозревают, что российский монополист потребует для себя право контролировать участок трассы внутри Турции и будущий распределительный узел, к которому европейские потребители должны будут, по замыслу Москвы, построить газотранспортную инфраструктуру. Кроме того, у турков серьезное беспокойство вызывает провозглашенное «Газпромом» намерение создать такой узел не в Турции, а в соседней Греции. С такими условиями в Анкаре соглашаться не намерены, и разрешение на проект, несомненно, будет обставлено турецкими условиями. В целом подход российской стороны к «Турецкому потоку» смотрится как форма шантажа. Формула проста: мы потратим в общей сложности больше $40 млрд и построим мощный газопровод к точке, где нет никаких потребителей — а вы сможете забирать газ оттуда, если пожелаете. Короткий и относительно дешевый маршрут через Украину мы закроем. Правда, для этого нужно проложить трубы из Турции или Греции до австрийского Баумгартена. Представители «Газпрома» продолжают твердить, что Европе некуда деваться без российского газа. Заместитель председателя правления компании Александр Медведев заявляет, что в 2025 году Евросоюз столкнется с дефицитом газа в объеме 50 млрд куб. м. Ранее его начальник, Алексей Миллер, уверял президента страны, что дефицит, который непременно потребует увеличения поставок из России, составит 200 млрд куб. м. Но и новая сокращенная оценка выглядит взятой с потолка. Европейцы уже делают все, что можно, чтобы сократить потребление газа и диверсифицировать его источники. Еще в апреле прошлого года агентство Reuters подсчитало, что меры, принимаемые европейцами, позволят им сократить импорт российского газа на 45 млрд куб. м в год к 2020 году. Тенденция, наблюдаемая в период с 2008 по 2014 год, показывает, что реалистичным надо считать именно этот прогноз. Михаил Крутихин, партнер консалтинговой компании RusEnergy.
|
Всего комментариев: 0 | |
- 2013 Ноябрь
- 2013 Декабрь
- 2014 Январь
- 2014 Февраль
- 2014 Март
- 2014 Апрель
- 2014 Май
- 2014 Июнь
- 2014 Июль
- 2014 Август
- 2014 Сентябрь
- 2014 Октябрь
- 2014 Ноябрь
- 2014 Декабрь
- 2015 Январь
- 2015 Февраль
- 2015 Март
- 2015 Апрель
- 2015 Май
- 2015 Июнь
- 2015 Июль
- 2015 Август
- 2015 Сентябрь
- 2015 Октябрь
- 2015 Ноябрь
- 2015 Декабрь
- 2016 Январь
- 2016 Февраль
- 2016 Март
- 2016 Апрель
- 2016 Май
- 2016 Июнь
- 2016 Июль
- 2016 Август
- 2016 Сентябрь
- 2016 Октябрь
- 2016 Ноябрь
- 2016 Декабрь
- 2017 Январь
- 2017 Февраль
- 2017 Март
- 2017 Апрель
- 2017 Май
- 2017 Июнь
- 2017 Июль
- 2017 Август
- 2017 Сентябрь
- 2017 Октябрь
- 2017 Ноябрь
- 2017 Декабрь
- 2018 Январь
- 2018 Февраль
- 2018 Март
- 2018 Апрель
- 2018 Май
- 2018 Июнь
- 2018 Июль
- 2018 Август
- 2018 Сентябрь
- 2018 Октябрь
- 2018 Ноябрь
- 2018 Декабрь
- 2019 Январь
- 2019 Февраль
- 2019 Март
- 2019 Апрель
- 2019 Май
- 2019 Июнь
- 2019 Июль
- 2019 Август
- 2019 Сентябрь
- 2019 Октябрь
- 2019 Ноябрь
- 2019 Декабрь